Рада — интервью итальянскому музыкальному журналу «Grindzone»

 

История группы, название

Группа «Рада и Терновник» была образована в октябре 1991-го года, в день моего рождения. На тот момент я, бас-гитарист Сергей Ребров, барабанщик Алексей Куров — работали в авангардном издании «Гуманитарный Фонд» — газете, занимающейся современным искусством. Ребров играл в группе «Фэй-хуа» (панк это, что ли?). Лидер этой группы Владимир Анчевский стал нашим гитаристом и музыкальным лидером. Первое время мы играли, особо не задумываясь ни над музыкой, ни над чем, практически шла сплошная импровизация на тему исполняемой мною песни. Потом, с течением времени, наше творчество стало более походить на нечто осмысленное. От прежних радостей остались длинные импровизационные куски гитарные и вокальные. Свой первый альбом — «Графика» — мы выпустили в 1992 году (Солид рекордз). Это очень искренний наивный альбом, с таким детским желанием поведать миру, что мне плохо во вселенском масштабе. Большая часть второго альбома «Печальные Звуки» (1995 — Триарий) была также выпущена «Прикосновением» в 1998 году. В 1999 году мы выпустили два компакта — «Любовь Моя Печаль» и концертный альбом «Русский эпос» (Ур-Реалист рекордз).

Название поначалу ничего не отражало — просто нейтральное словосочетание. Сам по себе терновник — двойственный куст. С одной стороны, он темный и колючий и разрывает кожу на лбу в виде тернового венца. С другой стороны, по преданию, терновым венцом был увенчан Иисус и таким образом терновник обрел статус священного. Как любой предмет, прикоснувшийся в свое время к святому любой конфессии. Но это обьяснение было придумано для журналистов позднее.

 

Влияния

Что инспирирует музыку — сказать почти невозможно. По крайней мере, в моем случае. Я не осознаю себя певицей или же музыкантом. Музыкального образования у меня нет — только уроки по постановке голоса у частного оперного педагога. Я просто занимаюсь неким внутренним делом, которое — на выходе — мне легче всего облечь в форму песни, пения. Если бы мне было проще писать книги — я бы писала книги. То есть, песни — это такой дневник, написанный голосом. Голос — это самый тонкий и красивый инструмент и им можно выразить больше и изящнее, чем кистью или словом. Звук — это энергия, которую можно направить, передать (сьесть).

 

Откуда песни

Раньше у меня очень часто в голове звучали всякие песни, не всякие, а свои, естественно. Это было очень здорово, когда идешь ночью по улице и в воздухе слышится пение, и очень красивое пение, надо сказать. Причем понимаешь, что это не шизофрения, а реально слышишь музыку, реально слышишь очень красивые голоса, красивый хор. Выяснилось, что не одна я этим страдаю, что есть люди, которые слышат это пение и разные люди слышат немного разные мелодии, немного разные аранжировки. Есть люди, которые слышат мужской хор, например. Я слышала хор скорее детский, причем такие красивые высокие голоса, и как-то всегда мне казалось, что это из области фантазии. Петь и слышать себя — это тоже некая фантазия. В природе того мира, в котором я живу, такой музыки не было. Поэтому пришлось попытаться воссоздать эти ощущения самостоятельно. Этим и занимаемся до сих пор.

 

Темы лирики

Да нет никаких тем. Или же наоборот — одна единственная тема — передать словами (песней) непередаваемое и невидимое. Тема не новая — весь романтизм испокон ею кормился. Отличие в том, что я не обращаюсь (пытаюсь, хотя...) к словарю романтиков. Иногда говорят, что это тексты визионерские. Действительно, я пою ровно о том, что я вижу и чувствую. Ну, или вижу во сне, или чувствую в других людях. (Ну, или дурака валяю.) Иногда я говорю, что все — о чем я пою — это о любви. О состоянии любви, в котором все чувства и ощущения обостряются и человек видит и слышит и понимает значительно больше чем обычно. Это экстремальное состояние.

 

Трек за треком

1. Ты будешь танцевать

Написано весной 99-го года. Эта песня была создана первой. В группе песню называют «блюз». Это не из-за музыки, а по состоянию. Состояние блюзовое. Песня о печальном танце неприкаянного человека под тихую мелодию жизни. О том, как человек медленно тает в пространстве и пытается вспомнить какие-то когда-то значимые для него слова, лица, мысли и ни фига у него не выходит.

2. Любовь Моя Печаль

Была написана как песня тогда же, что и 1, текст был написан где-то зимой, что ли. Это заклинание, передающее силу. Как заклинание оно произносится на разные голоса, чтобы дошло уж точно в любой кодировке. Произносится в подвешенном состоянии безвременья. Есть карта Таро — «повешенный». Это там мужик на дереве висит, подвешен вверх ногами и видит все в перевернутом виде. Сначала передается жизнь — «и больше целовать, меняя жизнь на смерть», потом просят, чтобы желательно всех оставили в живых — «спаси их всех хоть раз». Заговор, короче.

3. Мы сегодня словно птицы

Писали уже осенью — самая умиротворенная и ласковая песня на альбоме — песня об очень аккуратном отдыхе. Отдыхе, когда совсем не нужно проявлять свои способности и громкий голос. Нужно притаившись спать в теплой корзинке, как спят напившиеся теплого молока кошки. На записи был оставлен черновой вокальный трек, который писался следующим образом — я сидела у себя дома, на полу, смотрела в зеркало и пела в микрофон Шур-58 эту песню. Потом так и не смогла ее спеть без неуместного пафоса. Пришлось оставить черновой трек.

4. Сестра моя

Очень старый текст, подвергшийся небольшой обработке. Песня простая и веселая про жизнь, смерть и любовь.

5. Не повторяй

Удивительно красивая, длинная, медленная песня, с шепотом, волшебными переливами инструментов и голосов. Абсолютно завораживающая и медитативная. На протяжении всей песни просят не повторять слова, не идти вслед и вообще оставить лирического героя в покое.

6. Где-то сказки были

Русская мелодия с надрывчиком. Финал — «всех спасти не можно, ручек не хватает». При этом происходит синтез русско-казацкой песни с текстом, напоминающим всем желающим о многоруком бодхисаттве Авалокитешваре, которому и тысячи рук не хватает, дабы помочь всем, кому это надо.

7. Роза герань резеда

Балладный текст с необьяснимым сюжетом, с небольшими коннотациями из русских сказок. Очень красивая мелодия и практически оперный вокал на бэкграунде. Вся вещь была написана чуть ли не за один день. Собственно, простая идея — основной акцент на переливы вокальные, вторящие и пересекающиеся с основной мелодией.

8. Все возвращается

Эта песня была записана последней — немного напоминает Дэд Кэн Дэнс. Очень напряженный ритм, подстегиваемый этнической перкуссией. Весь смысл текста — в названии. Про то, как именно все — волна, зерно, волхвы, и прочая — возвращается обратно.

9. Выворотка

Ассоциативный текст. Наиболее мощная и трагичная и по вокалу, и по тексту, и по музыке песня. Настоящий финал. Писалась предпоследней.

 

Влияет ли предыдущий музыкальный опыт

Конечно! К примеру, не хочется повторяться — поэтому пишешь новую песню.

 

Любимые артисты

Я с удовольствием слушаю Эллу Фитцджеральд, Бесси Смит, Иму Сумак. Очень нравится Саинхо Намчелак — во всех своих ипостасях — от тувинских песен до ее совместных проектов со всякими ди-джеями. Саинхо настолько самобытный человек, что ее талант одушевляет любой жанр, к какому бы она не прикоснулась. Раньше очень любила грузинские, армянские, болгарские духовные песнопения. (И сейчас бы любила, если бы кассеты все не раздарила.) Живопись и литература меня интересовали с четырех до восемнадцати лет примерно. Сейчас у меня нет любимых литераторов и художников. Раньше нравился Шагал, Магрит, Врубель, рисунки Дали (не могу обьяснить — это все же вроде называется литография — не рисунки а с красками, типа акварели). Из авторской литературы до сих пор читаю Борхеса, Гофмана про кота Мура, Даррела, Цветаеву, Ходасевича, мистику всякую — типа Экхардта, Сведенборга. В основном же, читаю сказки, классические книги индийского и тибетского буддизма, фольклор — былины, предания. Любимая актриса — Фанни Ардан.

 

Русская сцена

У этой музыки (стиля) нет точного названия. Это наши песни — и этим все сказано. Есть некоторые вещи — названия — которые не противоречат тому, что мы делаем — пост панк, психоделия. Если говорить о психоделии — то у меня жесткое отрицание подогрева при помощи наркотиков. Сама не употребляю и своим музыкантам не советую. Хотя от хорошего вина ни я, ни мои музыканты не отказываются.

Ситуация с музыкой? А какая может быть ситуация с музыкой в катастрофически нищающей стране, которую постоянно лихорадит? О чем тут могут быть мысли? О том, как выжить и где бы сорвать денег побыстрее и побольше. В Москве группы еще могут с трудом работать в клубах, находить возможности для издания. В России люди сейчас только выживают, не больше. Для того, чтобы развивать интересную, а стало быть не ширпотребовскую и не коммерческую музыку, люди должны находится в спокойном состоянии. Потому что формирование такой аудитории, такого контекста, где инди музыка будет актуальна и сможет жить, требует времени, а стало быть долгосрочных вложений сил и денег. На это сейчас никто не идет. Поэтому активно развивается только то, что сегодня можно продать, а завтра выкинуть. То есть попса голимая. Я очень надеюь на то, что процесс деградации музыки связан только с разрушением связей между музыкантами, музыкантами и журналистами, музыкантами и выпускающими фирмами. То есть, надеюсь на то, что появляется немало интересного в провинции, но по бедности музыкантов и незаинтересованности продюсеров, до нас это интересное не доходит. Но это только догадки. Возможно что процесс давно затронул внутренности и ничего интересного не рождается. Именно с музыкальной точки зрения я давно ничего не видела и не слышала. Из просто интересных явлений еще жив русский панк — который и не панк вовсе. Просто сходная энергетика и некие приемы технические — то есть музыкальные. На самом деле это текстовой русский рок. Стихи, которые кричат самозабвенно под громкую ритмичную музыку. Это интересно.

 

Международная сцена

А что это такое? Мне неинтересно то, что показывают по телевизору — МТВ, к примеру. А живых выступлений я не вижу. Говорить тут не о чем.

 

С лейблом

Роман по переписке. Я слушала то, что выпускает Прикосновение — сборка Беладонна. Мне понравилось. Сейчас это один из наиболее часто слушаемых дисков в моей коллекции. Так что — хорошие отношения. Надеюсь, что будут продолжаться. Мне нравится их политика, название, музыка.

 

Проекты

Я, как многие молодые девушки, когда-то пела под гитару свои грустные песни. В 97 году я записала альбом своих песен, которые по тем или иным причинам не обрели жизнь в группе. Это такой меланхоличный альбом, где я красиво пою свои песни под шестиструнную гитару.

 

Планы

Группа «Рада & Терновник» постоянно работает на сцене. Мы очень много выступаем в Москве — в самых различных точках — от концертных залов до маленьких клубов. Это интересно — от интерьера, расположения, атмосферы места, в котором мы выступаем, меняется и сама музыка. Можно лучше понять оттенки песни, когда ты споешь ее абсолютно разным людям. Потому как аудитория также меняется в зависимости от места. Я очень люблю поездки на фестивали, вообще гастрольные поездки. От каждого нового места получаешь встряску. В чужом городе всегда поешь значительно лучше, чем дома. Тебя здесь еще не знают и надо показать все то лучшее, что, в принципе, ты можешь заявить о себе. Приходят люди, которые тебя никогда не слышали и вся жизнь как будто начинается с новой страницы, абсолютно чистой. Это как очередное рождение. Мы недавно ездили в Сибирь, на фестиваль женского вокала и там я все это в очередной раз прочувствовала.

Планы простые и банальные — записать новый альбом. Я хочу чтобы в нем звучали скрипки, виолончели, дудки всякие, много акустических инструментов. Это должен быть альбом, передающий настроение зимы, снега, мороза, темных вечеров. Только надо торопиться, а то зима кончится. По замыслу, там надо спеть пару песен народным пронзительным высоким голосом. Таким, который залезает в душу и остается в ней. Сейчас я учусь так петь.

 

Hosted by uCoz